Максут Шадаев назвал основные приоритеты развития Минкомсвязи

27.02.2020 | 23:06

Глава Минкомсвязи Максут Шадаев на стратегической сессии «О приоритетах развития Северного Кавказа» в Счетной палате рассказал о проектах министерства, реализуемых в ходе исполнения национальной программы «Цифровая экономика». Он назвал семь приоритетных задач Минкомсвязи и субъектов на 2020-2021 годы. 
Первая задача – подключение социально значимых объектов (СЗО) к интернету 
Подключение СЗО осуществляется в ходе исполнения федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». К СЗО относятся школы, учреждения среднего профессионального образования, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления, военкоматы, избирательные комиссии, пункты полиции, пожарные части и т.д. 
По словам Шадаева, в 2020-2021 годах возможно расширение перечня СЗО – к интернету подключат участки мировых судей и УИКи. Отвечать за это будут регионы. Пока в ведении субъектов находится подключение школ, ФАПов и ТИКов. В ведении федеральных органов исполнительной власти – военкоматы, участковые пункты полиции, органы Росгвардии. 
Ключевыми задачами для регионов являются повторная выверка списков объектов и результатов подключения, содействие исполнителям контрактов в решении земельно-имущественных вопросов для оперативного строительства линий связи, увязка графиков подключения с оснащением объектов необходимым компьютерным оборудованием. 
Вторая задача – цифровизация региональных и муниципальных услуг 
Общая задача – перевести все массовые услуги регионов в цифровой вид. В итоге граждане должны получить возможность получать госуслуги без очного обращения, в режим онлайн и проактивном режиме, то есть когда государство заранее предоставляет услуги, которые точно понадобятся гражданину (это может быть выдача свидетельства о рождении ребенка, сервис при смене паспорта и т.д.). 
Минкомсвязь в 2020-2021 годах в этой части должна разработать типовые цифровые административные регламенты, типовые электронные формы заявлений на портале госулуг для каждой услуги, создать облачную платформу обработки заявлений и протестировать их в пилотных регионах. 
Задачи регионов в 2021-2022 годах – утверждение в едином реестре госуслуг цифровых административных регламентов на основе типовых шаблонов, внедрение облачной платформы за счет субсидий или приведение своих систем в соответствие единым требованиям. 
Третья задача – цифровизация региональных и муниципальных контрольно-надзорных функций 
В этой части необходимо внедрить риск-ориентированный подход, что предполагает переход на электронную отчетность, внедрение алгоритмов автоматического скоринга рисков для назначения проверок, организацию электронного уведомления бизнеса о внеплановых проверках и электронное взаимодействие при ее проведении, внедрение технологий интернета вещей. Федеральные органы исполнительной власти, включая 
Минкомсвязь, в 2020 году должны разработать типовые цифровые процессы осуществления основных видов контрольных функций, реализовать типовые функции в рамках единой облачной платформы и протестировать их в пилотных регионах. 
Регионам в 2021-2022 годах нужно внедрить облачную платформу за счет субсидий или привести свои системы в соответствие единым требованиям. 
Четвертая задача – внедрение платформы обратной связи – «одно окно» для жалоб и предложений 
В рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» нацпроекта «Цифровая экономика» в России появится цифровая платформа обратной связи «Одно окно». На нее жители всех регионов смогут направить свои жалобы и предложения,заявил глава Минкомсвязи Максут Шадаев. 
Платформа должна обеспечить оперативное реагирование на жалобы жителей за счет быстрого решения простых бытовых проблем, дать жителям возможность определять приоритетность ремонта/строительства объектов инфраструктуры на местном уровне, организовать адресное информирование по цифровым каналам жителей о результатах работы власти на местах. 
К зоне ответственности Минкомсвязи в 2020 году относится разработка классификаторов и цифровых алгоритмов быстрого решения, сбора предложений и голосования, а также создание облачной платформы. 
На регионах в 2020-2021 годах возложены задачи по созданию центра управления регионом, утверждения нового порядка обработки сообщений граждан, утверждения порядка сбора предложений и онлайн-голосования, по внедрению облачной платформы. 
Пятая задача – перевод региональных и муниципальных сайтов на платформу «Госвеб» 
В ходе исполнения федпроекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика», Минкомсвязь проводит проект «Госвеб» по формированию единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов в модели «одного окна». 
Для этого на базе портала госуслуг реализуется конструктор сайтов, позволяющий создавать сайты госорганов и учреждений по готовым шаблонам с использованием единого стандарта визуально-графического оформления и единых инструментов информационно-контентного наполнения. 
«Цель «Госвеба» – привести все сайты и страницы в соцсетях региональных и муниципальных органов и учреждений к единому стандарту, дать удобный инструмент ведения информационного наполнения сайтов или страниц, снизить издержки со стороны региональных и муниципальных органов на ведение сайтов», – напомнил Шадаев. 
В 2020 году Минкомсвязь должна разработать варианты шаблонов для сайтов различных органов и организаций, создать конструктор сайтов и управления размещением на них контента. 
Регионы в 2021-2022 годах обязаны будут обеспечить перевод всех действующих сайтов и страниц на единую платформу, организовать их наполнение в соответствии с единым стандартом. 
Шестая задача – создание облачного типового рабочего места 
Типовое автоматизированное рабочее место (ТАРМ) госслужащего предназначено для автоматизации деятельности сотрудников органов государственной власти в форме облачного программного сервиса (это ГЕОП, государственная единая облачная платформа). Работа над его созданием ведется в рамках реализации мероприятий федпроекта «Цифровое государственное управление». Его главная цель – повысить эффективность коммуникаций органов исполнительной власти. 
ТАРМ открывает облачный доступ: к справочнику сотрудников с профилями по специализации и контактами, сервису электронной почты, мессенджеру, видеоконференцсвязи, позволяет хранить и совместно работать с файлами, управлять задачами и другие возможности. 
Эксперимент по переводу госслужащих в единую облачную платформу (ГЕОП), а также по обеспечению типовыми автоматизированными рабочими местами (ТАРМ) и программным обеспечением проходит в России с 30 августа 2019 года по 30 декабря 2020 года. 
Максут Шадаев уточнил, что Минкомсвязь в 2020 году для реализации этой задачи должна разработать облачную платформу и провести тестирование в пилотных регионах, а регионы в 2021-2022 годах обеспечить перевод всех сотрудников на работу в единой платформе. 
Седьмая задача – поддержка передового опыта цифровизации госуправления 
Глава Минкомсвязи сообщил, что за счет грантов необходимо обеспечить софинансирование пилотных проектов по цифровизации государственного управления, не имеющих аналогов в России. 
«Это нужно сделать с регионами на условиях 50 на 50», – заявил глава Минкомсвязи. 
Использование новых технологий (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные и других) и получение практического эффекта в результате внедрения – два приоритета, которые он выделил в этой части.